Директор Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан Халилилло ТУРАХУЖАЕВ ответил на вопросы корреспондента УзА о значимости и исполнении опубликованного в прессе 19 февраля 2019 года постановления Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания государственных услуг».
– Центры государственных услуг созданы для устранения бюрократии и других препятствий, которые имеют место в различных ведомствах, – говорит Х.Турахужаев. – Можно сказать, что, исходя из качества оказания услуг в этих центрах, народ дает оценку государству.
Это значит, что в центрах качество обслуживания, культура и поведение работников должны быть на высшем уровне, для чего сейчас принимаются все необходимые меры.
В 2018 году населению было оказано более 5 миллионов услуг, что значительно больше по сравнению с 2017 годом. Это говорит о том, насколько востребованы центры государственных услуг. Новое постановление главы нашего государства предоставило широкие возможности для превращения системы в безусловный знак качества.
– Какие новые возможности для оказания госуслуг внедряются в соответствии с постановлением?
– На данный момент в 201 центре государственных услуг по стране предоставляются почти 110 видов услуг. До 2021 года запланировано доведение их числа до 180.
Как я уже говорил, центрами в 2018 году предоставлено почти в 50 раз больше услуг по сравнению с 2017 годом. С расширением их перечня ожидается увеличение этой цифры в два раза.
В соответствии с постановлением Президента определен ряд задач по созданию удобств в сфере оказания государственных услуг. С 1 июня 2019 года внедряется принцип экстерриториальности при получении услуг в центрах.
Отныне граждане и предприниматели вне зависимости от места проживания или юридического адреса могут обратиться в любой центр государственных услуг.
– Какие изменения ожидаются в оплате госуслуг?
– Как известно, в нынешний век стремительного развития информационно-коммуникационных технологий показатель доступа населения к электронным государственным услугам до сих пор находится на низком уровне. Приведу один лишь пример: центры государственных услуг для получения услуги по размещению детей в детские сады посетило почти один миллион родителей, тогда как через Единый портал интерактивных государственных услуг этой же услугой можно воспользоваться не выходя из дома.
В связи с этим будет налажен механизм стимулирования использования населением электронных госуслуг. То есть при использовании электронной услуги государственная пошлина снижается на 10 процентов. Это послужит расширению оказания услуг через ЕПИГУ, устранению проблем, связанных с ожиданием в очереди.
Для повышения знаний и навыков граждан, особенно молодежи, по использованию государственных услуг через интернет на базе предмета «Информатика» в старших классах будет внедрен отдельный урок, посвященный использованию государственных услуг через систему «Электронное правительство».
– Постановлением на ряд государственных органов возложены задачи по обеспечению предоставления информации и сведений, содержащихся в их ведомственных информационных системах, ресурсах и базах данных, необходимых для оказания государственных услуг, в межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство», а также доступа агентства к необходимой информации и сведениям. К чему это приведет?
– Не секрет, что самой большой проблемой, препятствующей выходу системы оказания госуслуг на новый уровень качества и оперативности, является то, что в некоторых уполномоченных органах порядок предоставления информации и данных сохраняется в бумажном виде. В результате для получения этих документов граждане должны лично посещать ведомство и месяцами ждать ответа.
В целях устранения подобных ситуаций, внедрения оперативных электронных государственных услуг постановлением Президента утвержден план мероприятий по формированию электронной базы данных, необходимых для оказания государственных услуг, ее интеграции в систему «Электронное правительство».
Согласно плану свыше 20 государственных органов должны будут оцифровать выдаваемые в бумажной форме справки и документы, а также интегрировать их в систему «Электронное правительство». В этом случае для граждан появится возможность получения необходимых документов в электронном виде. Это устранит волокиту.
Согласно постановлению с 1 августа 2019 года при оказании государственных услуг запрещается истребование государственными органами и иными организациями от физических лиц накопительных пенсионных книжек, справок о наличии либо отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам, свидетельств о постановке на учет налогоплательщика, справок о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.
Отныне государственные органы могут самостоятельно запрашивать и получать документы от органов государственной налоговой службы, Народного банка, внебюджетного Пенсионного фонда посредством электронного взаимодействия исключительно путем подключения к межведомственной интеграционной платформе для получения информации.
– Какие разрешительные процедуры в сфере предпринимательской деятельности будут отменены с 1 апреля 2019 года?
– Будут отменены удостоверение о регистрации экспортного контракта, разрешительное удостоверение на убой скота, заключение о рекультивации земель, нарушенных при пользовании недрами, разрешение на рекламу лекарственных средств для несовершеннолетних, размещение торговых объектов субъектов предпринимательства, занимающихся розничной торговлей изделий, изготовленных из драгоценных металлов и камней, производство геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательных работ на всех категориях земель.
Следует отметить, что через центры государственных услуг в 2018 году разрешения на рекламу лекарственных средств для несовершеннолетних выданы около 250 предпринимателям. По истечению срока действия разрешения им пришлось бы вновь обратиться к выдающем его органу – Министерству здравоохранения Республики Узбекистан. По указанной выше причине теперь в этом нет необходимости.
– Какие еще дополнительные полномочия предоставлены агентству по контролю за оказанием госуслуг?
– В прошлом году через центры государственных услуг в сфере коммунального хозяйства оказано свыше 170 государственных услуг органов хозяйственного управления и организаций жилищно-коммунального хозяйства. Однако этими организациями в ходе оказания государственных услуг допущено свыше 2 тысяч нарушений закона.
У агентства не было полномочий по контролю за деятельностью органов хозяйственного управления, применению в отношении их соответствующих мер, на практике эти нарушения закона оставались без последствий.
Отныне постановлением Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан предоставляются дополнительные полномочия в сфере контроля. То есть агентство ведет контроль за деятельностью не только государственных органов, оказывающих государственные услуги, но и органов хозяйственного управления, жилищно-коммунального и эксплуатационного хозяйства.
– Каков порядок предоставления платных экспресс-услуг?
– Этот вид услуг придется кстати гражданам, особенно предпринимателям, которым важно получить государственные услуги быстро, в сжатые сроки. Отныне по их заказу подготовленные документы будут доставлены им через специальных курьеров центров государственных услуг.
Сейчас ведется работа по совершенствованию законодательства для налаживания этого механизма.
– Каким будет механизм оказания государственных услуг через «Call service»?
– Постановлением поставлена задача внедрить механизм оказания государственных услуг через «Call service». Сейчас агентством изучается зарубежный опыт в этом направлении. Главная цель – создать возможность оказания некоторых простых и важных для населения услуг по телефону. На данный момент формируется перечень таких услуг.
В целом национальная система оказания государственных услуг будет использовать все возможности для создания максимальных удобств для населения.
Беседовала Норгуль АБДУРАИМОВА, корр. УзА
Тип классификации обращения | Способ направления | Дата принятия | Дата рассмотрения | Регион |
---|---|---|---|---|
Бузилган уй-жой, олиб қўйилган ер майдони ўрнига ер майдони, уй-жой ва компенсация ажратиш | Президент почтаси | 6 Май 2024 | 18 Сентябрь 2024 | Навоийская область |
Янги мактаб ташкил этиш, мактабга қўшимча иншоотлар қуриш | Ишонч телефони | 17 Ноябрь 2023 | 27 Февраль 2024 | Ташкентская область |
Суриштирув, терговга қадар текширув ва тергов ҳаракатларидан норозилик | Веб-сайт | 14 Февраль 2024 | 20 Февраль 2024 | Джизакская область |
Жамоат тартиби муҳофазаси ва ҳуқуқбузарликлар профилактикаси | Веб-сайт | 13 Февраль 2024 | 27 Февраль 2024 | Сурхандарьинская область |
Пенсия ёки нафақа тўлови ТЎХТАТИЛГАНЛИГИ | Веб-сайт | 29 Апрель 2024 | 2 Май 2024 | Ташкентская область |