Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы
О мерах по организации деятельности помощников хокимов по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле

Постановление Президента Республики Узбекистан 

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от «_3__» декабря 2021 года № УП–29 «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле», а также в целях эффективной организации деятельности помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махаллях (далее – помощники хокимов):

1. Создать Республиканскую комиссию по организации деятельности помощников хокимов (далее – Республиканская комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению № 1.

2. Республиканской комиссии (Кучкаров) в недельный срок в целях эффективной организации деятельности помощников хокимов закрепить за каждым районом и городом ответственных работников министерств, ведомств и коммерческих банков, входящих в экономический и инвестиционный комплексы (далее – республиканские представители) и обеспечить их направление в служебную командировку в закрепленные районы сроком на один год с сохранением рабочего места, заработной платы и иных социальных выплат.

Определить Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства, его территориальные управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также центры по работе махаллабай и развитию предпринимательства (далее – центры) рабочими органами Республиканской комиссии и республиканских представителей.

3. Установить, что:

а) члены Республиканской комиссии:

организуют системную работу по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в поселках, селах, аулах, а также махаллях городов, поселков, сел и аулов (далее – махалли);

непосредственно руководят деятельностью республиканских представителей на закрепленной за ними территории, несут ответственность за достижение целевых показателей;

совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента обеспечивают распределение средств, выделенных для закрепленной за ними территории, в разрезе районов и городов;

б) республиканские представители:

совместно с первыми заместителями хокимов районов (городов) оказывают содействие деятельности центров и помощников хокимов;

ежедневно выезжают в одну из махаллей и лично посещают не менее десяти домов (квартир), изучают совместно с помощниками хокимов фактическое состояние дел, разъясняют населению суть и содержание проводимых государственной политики и реформ, принимают меры по решению выявленных проблем на месте;

совместно с помощниками хокимов и руководителями секторов по вопросам социально-экономического развития территорий определяют направления социально-экономического развития каждой махалли, выявляют фактическую социальную обстановку в разрезе каждой махалли на основе подворного списка, разрабатывают помесячно реализуемый план мер;

оказывают содействие в реализации новых проектов, предлагаемых успешными предпринимателями и помощниками хокимов исходя из «точек роста» каждой махалли, развивают виды услуг, необходимых для удовлетворения повседневных потребностей населения махаллей;

организуют работу по обеспечению обучения населения, в первую очередь безработной молодежи и женщин, профессиям и предпринимательству, а также их занятости;

совместно с хокимами районов (городов) и районными Советами фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель оказывают содействие эффективному использованию приусадебных земель населения, налаживанию таких видов деятельности, как земледелие, животноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, семеноводство, питомничество и цветоводство, в домашних условиях;

совместно с хокимами районов (городов) обеспечивают распределение средств, выделенных территориям, в разрезе махаллей;

в) помощники хокимов:

осуществляют деятельность в приоритетном порядке совместно с успешными субъектами предпринимательства в махаллях в целях обеспечения занятости безработного населения махаллей и оказания содействия в создании для него постоянного источника дохода;

совместно с республиканскими представителями разрабатывают и обеспечивают исполнение «Дорожной карты» по развитию закрепленных за ними махаллей на 2022 год;

ведут постоянный мониторинг эффективного использования выделяемых ресурсов;

совместно с первыми заместителями хокимов районов (городов) по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности представляют хокимам отчеты о результативности проведенной работы на постоянной основе.

4. Предоставить членам Республиканской комиссии и республиканским представителям право на внесение в местные представительные органы предложений о направлении перевыполненной части плана доходов местных бюджетов на решение проблем махаллей.

5. Определить источниками финансовых инструментов, используемых помощниками хокимов при выполнении своих задач на 2022 год:

а) кредиты, выделяемые в рамках программ развития семейного предпринимательства – 10 триллионов сумов;

б) средства, выделяемые для обеспечения занятости, самозанятости и налаживания предпринимательской деятельности населения, –1 218 миллиардов сумов, из них на:

субсидии, кредитные ресурсы и прочие расходы на осуществление предпринимательской деятельности и самозанятость безработного населения из Государственного фонда содействия занятости – 785 миллиардов сумов, привлечение безработного населения к обучению профессиям, предпринимательству и ремесленничеству – 210 миллиардов сумов;

расходы по привлечению безработного населения к оплачиваемым общественным работам из Фонда общественных работ – 222 миллиарда сумов;

в) субсидии, выделяемые за счет Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, – 50 миллиардов сумов;

г) средства, предусматриваемые на улучшение инфраструктуры махаллей, на основании рекомендаций помощников хокимов – 250 миллиардов сумов;

д) средства фондов «Саховат ва кўмак»«Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари» – 851 миллиард сумов.

Утвердить распределение средств, указанных в подпунктах «б» – «д» настоящего пункта, в разрезе регионов республики согласно приложению № 2.

6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Центральным банком, Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок распределить средства, указанные в приложении № 2 к настоящему постановлению, в разрезе районов (городов) и каждой махалли, исходя из социально-экономического положения махаллей и количества домов (квартир).

Министерству занятости и трудовых отношений, коммерческим банкам, ответственным за выделение кредитов в рамках программ развития семейного предпринимательства, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и органам исполнительной власти на местах обеспечить ежемесячное бесперебойное финансирование расходов, указанных в настоящем пункте.

7. Определить, что:

кредиты, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, в рамках программ развития семейного предпринимательства, и субсидии за счет Государственного фонда содействия занятости и Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений, Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, фондов «Аёллардафтари» и «Ёшлардафтари», предоставляемые в целях налаживания предпринимательской деятельности, самозанятости и обеспечения занятости, выделяются на основании рекомендаций помощников хокимов;

помощники хокимов проводят углубленное изучение эффективности и целесообразности каждого проекта по вышеуказанным направлениям, для которых предусматривается выделение кредитов и субсидий, а также предоставляют свои рекомендации ведомствам и организациям, ответственным за их выделение.

8. Установить ежемесячную заработную плату помощников хокимов соразмерно количеству домов (квартир) в закрепленных за ними махаллях, в частности:

в махаллях с количеством домов (квартир) от 501 до 1 000 – в 6,5-кратном размере минимальной оплаты труда;

в махаллях с количеством домов (квартир) более 1 000 – в 7-кратном размере минимальной оплаты труда.

9. Установить, что:

в случаях, когда размер среднемесячной заработной платы помощников хокимов меньше размера среднемесячной заработной платы по их предыдущему месту работы, недостающая часть компенсируется за счет Фонда по поддержке деятельности помощников хокимов;

на работников центров распространяются условия оплаты труда, установленные для работников районных (городских) отделов экономического развития и сокращения бедности и финансируемые за счет средств государственного бюджета.

10. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Положение о Фонде по поддержке деятельности помощников хокимов, в котором предусмотреть в том числе:

выплату компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины на расходы по аренде жилья помощникам хокимов и республиканским представителям, прибывшим из других регионов;

ежемесячное премирование помощников хокимов и республиканских представителей, достигших положительных результатов в своей деятельности;

компенсацию части заработной платы помощников хокимов менее среднемесячной заработной платы по их предыдущему месту работы;

выплату компенсации на транспортные расходы республиканским представителям, пользующимся личным автомобилем, а также их проезд на железнодорожном транспорте до места постоянного проживания и обратно один раз в месяц;

выплату по итогам года субсидии на приобретение жилья в размере до 50 процентов его стоимости на основе ипотечного кредитования республиканским представителям и помощникам хокимов, достигшим высоких результатов на закрепленной за ними территории.

11. Агентству развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и Министерством экономического развития и сокращения бедности организовать:

на первом этапе в срок до 15 декабря 2021 года – недельные учебные семинары для республиканских представителей, посвященные коренному содержанию и обеспечению эффективного функционирования внедряемой новой системы;

на втором этапе в срок до 30 декабря 2021 года – практические занятия для помощников хокимов и работников центров с участием республиканских представителей;

на третьем этапе в течение 2022 года ежеквартально – курсы по взаимному обмену опытом республиканских представителей, помощников хокимов и работников центров.

Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А.:

в трехдневный срок привлечь к учебным семинарам руководящих работников ведомств, входящих в экономический и инвестиционный комплексы, местных хокимиятов и иных организаций, обладающих достаточной квалификацией и опытом работы;

внедрить систему оценки эффективности деятельности помощников хокимов и республиканских представителей, а также вести мониторинг их деятельности на постоянной основе.

Определить, что расходы, связанные с организацией учебных семинаров, возмещаются за счет Фонда поддержки развития государственной службы при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.

Возложить на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента задачу по решению организационных вопросов, связанных с проведением учебных семинаров.

12. Внедрить с 2022/2023 учебного года практику приема на учебу помощников хокимов, не имеющих высшего образования, на направления образования экономического профиля государственных высших образовательных учреждений в заочной форме обучения на основе государственного гранта по рекомендации Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента на основе собеседования.

13. Утвердить:

типовую организационную структуру хокимиятов районов и городов в связи с введением должности помощника хокима и организацией деятельности центров согласно приложениям №№ 4–7;

предельную численность работников районных (городских) центров по работе махаллабай и развитию предпринимательства согласно приложению № 8.

14. Установить, что штатные единицы помощников хокимов и работников центров формируются за счет оптимизации штатных единиц заместителя председателя схода граждан махалли по вопросам благоустройства, приусадебных земель и предпринимательства, инспектора по трудоустройству центров содействия занятости населения районов (городов), приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей в районах и городах.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана принять меры по оказанию содействия обеспечению занятости работников, штатные единицы которых сокращены.

15. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:

постановление «О мерах по организации деятельности Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства»;

типовое положение об определении основных задач, функций, прав, полномочий и ответственности помощников хокимов и центров.

16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок принять меры по:

утверждению хокимами районов (городов) положений о порядке организации деятельности помощников хокимов, уставов и структур центров;

обеспечению помощников хокимов и центров соответствующими зданиями (помещениями), материально-техническими и современными информационными средствами (мебелью, компьютерными наборами, связью, интернетом и другими) со стороны хокимов районов (городов).

17. Министерству финансов (Ишметов Т.А.) и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.Х.):

обеспечить выделение помощникам хокимов и республиканским представителям специальных планшетов, подключенных к информационной системе «Единый регистр социальной защиты», предоставляющих возможность дистанционного направления отчетов и участия в собраниях, проводимых в форме видеоконференции;

организовать учебные тренинги по выработке навыков приема и регистрации на специальных планшетах заявлений для получения социальных пособий, субсидий и льготных кредитов за счет средств государственного бюджета и государственных целевых фондов.

18. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А.:

еженедельно проводить обсуждения работы, осуществляемой в махаллях, с участием членов Республиканской комиссии, республиканских представителей, руководителей секторов по вопросам социально-экономического развития территорий, первых заместителей и помощников хокимов;

еженедельно выезжать в регионы, изучать на местах работу, проводимую на основе системы работы махаллабай, обеспечить эффективную организацию деятельности помощников хокимов и республиканских представителей;

ежемесячно вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о результатах проведенных работ.

Запретить привлечение республиканских представителей и помощников хокимов к выполнению других работ, включая участие в собраниях, не связанных с задачами, определенными настоящим постановлением, без разрешения заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.

19. Советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т.А. наладить практику изучения и последующего обсуждения на заседаниях Кенгашей народных депутатов областей, районов и городов результативности деятельности помощников хокимов с проведением ежемесячного анализа обращений по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махаллях, поступающих в Народные приемные Президента Республики Узбекистан.

20. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и иным средствам массовой информации широко освещать проводимую работу по реформированию организационной структуры органов государственной власти на местах.

21. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством юстиции, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

22. Возложить на первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Холхужаева С.М., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации деятельности ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, организацию деятельности помощников хокимов на местах, а также ведение ежедневного контроля за полным внедрением на практике новой системы возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.

Администрации Президента Республики Узбекистан (Гулямов Р.А., Мавлонов Б.М.) регулярно представлять Президенту Республики Узбекистан информацию о результативности осуществляемых мер по итогам каждого месяца.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                  Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

3 декабря 2021 года

04.12.2021

Решенные обращения

Тип классификации обращенияСпособ направленияДата принятияДата рассмотренияРегион
Бузилган уй-жой, олиб қўйилган ер майдони ўрнига ер майдони, уй-жой ва компенсация ажратишПрезидент почтаси6 Май 202418 Сентябрь 2024Навоийская область
Янги мактаб ташкил этиш, мактабга қўшимча иншоотлар қуришИшонч телефони17 Ноябрь 202327 Февраль 2024Ташкентская область
Суриштирув, терговга қадар текширув ва тергов ҳаракатларидан норозиликВеб-сайт14 Февраль 202420 Февраль 2024Джизакская область
Жамоат тартиби муҳофазаси ва ҳуқуқбузарликлар профилактикасиВеб-сайт13 Февраль 202427 Февраль 2024Сурхандарьинская область
Пенсия ёки нафақа тўлови ТЎХТАТИЛГАНЛИГИВеб-сайт29 Апрель 20242 Май 2024Ташкентская область

полезные ресурсы